Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 "Звездочка"

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
интеллектуального развития воспитанников города Фурманова
                                          
Общая информация
Программа развития МДОУ д/с 5 "Звездочка"
от 11.01.2022
Скачать (1.4 MБ)

Согласовано:

Учредитель

Начальник МУ Отдел образования

________И.Ю.Саломатина

И.О. Фамилия

«____»__________20__ г.

 

Утверждаю:

Заведующий детским садом

_________О.Б. Лепешкина

И.О. Фамилия

Приказ № ____

от «___»_______ 20__ г.

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Звездочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников города Фурманова

 

на 2022 - 2026 годы

 

 

Фурманов

2022 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Паспорт Программы

3-5

Раздел I. Информационная справка об образовательной организации

6-11

Раздел II. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации

12-20

Раздел III. Концепция программы развития

21-23

Раздел IV. Программные мероприятия

24-25

Раздел V. Результаты SWOT–анализа потенциала развития ДОУ

26-27

Раздел VI. Управление программой развития

28

Приложения

29-31

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Наименование программы

Программа развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Звездочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников города Фурманова на 2022-2026 годы

Юридический адрес

(с указанием индекса)

155520 Ивановская область, город Фурманов, ул. Возрождения, д. 31

Телефон (код и номер)

8(49341) 3-86-74

e-mail

ds5_furm@mail.ru

Cайт

https://portal.iv-du.ru/dep/mouofurmn/furmn_mbdou5/default.aspx

Разработчики программы

Творческий коллектив педагогических работников ДОУ.

Обоснование программы

Программа является преемственной по отношению к программе развития (Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Звездочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников города Фурманова), реализованной в 2016-2021 годы.

Программа направлена на создание условий, необходимых для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р);

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 г. №2148-р);

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н);

Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н);

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 г.);

Цель программы

Определить стратегию развития дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования (Создание условий для повышения качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, максимально обеспечи­вающего здоровьесбережение, развитие и саморазвитие воспитанников как основы успешного обучения в школе.)

Задачи программы

Обеспечить необходимые условия для реализации ФГОС дошкольного образования

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 5 лет

2022-2023 г. г. - Организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы).

2023-2024 г.г. – Коррекционно-развивающий этап (работа по преобразованию существующей системы).

2025 - 2026 г. – Аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении)

Этапы реализации программы

1-ый этап – подготовительный (2022-2023уч.г)

- разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;

- оптимизация условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;

- начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства.

2-ой этап – практический (2023-2025уч.г.)

- апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий;

- постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития;

- коррекция мероприятий.

3-ий этап – итоговый (2025-2026 уч.г.)

- реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов;

- анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития.

Финансовое обеспечение программы

Осуществляется в пределах текущего финансирования.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Созданы необходимые условия для реализации образовательной программы дошкольного образования:

- психолого-педагогические условия;

- кадровые условия;

- материально-технические условия;

- финансовые условия;

- развивающая предметно-пространственная среда.


РАЗДЕЛ I.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

О ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1. Этапы развития дошкольной образовательной организации

Дошкольная образовательная организация (полное название) создана в: апреле 1978 года.

За прошедший период МДОУ д/с №5 «Звездочка» в своем развитии прошел этапы становления, процесс накопления традиций и формирования коллектива.

В настоящее время педагогический коллектив находится в режиме творческого поиска.  Данный режим способствует удовлетворению интересов и потребностей детей, родителей, педагогов, способствует достижению устойчивых высоких показателей развития.

1.2. Дошкольная образовательная организация в настоящее время

Юридический адрес дошкольной образовательной организации:

155520 Ивановская область, город Фурманов, ул. Возрождения, д. 31

Особенности месторасположения дошкольной образовательной организации, особенности социума:

(МДОУ д/с № 5 "Звёздочка" расположен в центральной части города, имеет развитую инфраструктуру и хорошую транспортную доступность. Детский сад расположен в отдельно стоящем двухэтажном здании, построенном по типовому проекту. Здание учреждения оснащено всеми видами санитарно-технического благоустройства: подключено к центральным сетям водоснабжения, канализации, отопления и электроснабжения. Территория учреждения имеет металлическое ограждение. Ближайшее окружение – муниципальное образовательное учреждение средняя школа № 7, муниципальное образовательное учреждение основная школа № 8, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 "Алёнка", музыкальная школа, художественная школа и жилой массив).

Характеристика контингента воспитанников: В  ДОУ функционирует 10 групп.

2 - группы раннего возраста с 1,5 - 2 лет

1 - 2 младшая группа с 3 - 4 лет

2 - средних группы с 4 - 5 лет

2 - старших группы с 5 - 6 лет

3 - подготовительных к школе группы с 6 -7 лет.     

Образовательные услуги, предоставляемые дошкольной образовательной организацией (лицензия на осуществление образовательной деятельности № 2022 от 22.01.2018 года, на образовательную программу)

Условия для реализации образовательной программы:

- психолого-педагогические условия

- кадровые условия,

Детский сад обеспечен кадрами в соответствии со штатным расписанием на 100%.

Педагогический коллектив состоит из 14 человек (12 воспитателей, старший воспитатель, учитель-логопед).

В МДОУ д/с № 5 «Звездочка» созданы необходимые условия для профессионального роста педагогов, в соответствии с планом повышения квалификации педагогических работников и аттестации педагогических кадров. 

100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС ДО.

Одной из форм повышения профессиональной компетентности педагогов является аттестация педагогов - важный фактор, стимулирующий творческий потенциал, составная часть повышения педагогической квалификации, которая предполагает повышение профессионализма, развитие творческой активности, стимулирование педагогической деятельности. В дошкольном учреждении созданы необходимые условия для организации процедуры аттестации педагогических работников: собран пакет нормативно-правовой документации, разработан план-график прохождения аттестации, создан пакет документов «Аттестация педагогических кадров», систематически оказывается квалифицированная помощь в оформлении заявлений, подготовки документов, проведения самоанализа педагогической деятельности.

Более 60 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию, остальные аттестованы на первую.

Педагоги активно повышают уровень своего профессионального мастерства в рамках самообразования, а так же принимая участие в работе РСО, в ходе подготовки к аттестации, участвуют в конкурсах на разных уровнях.

Методическая служба ДОУ осуществляет постоянный поиск новых современных, результативных методов воспитания и обучения, контролируется выполнение образовательной программы.

При планировании методической работы учитываются итоги работы коллектива за предыдущий период и определяются направления развития.

Система работы методической службы и администрации дошкольного учреждения по повышению квалификации и профессиональной переподготовки аттестации воспитателей и специалистов способствует сохранению высокого качественного состава педагогических кадров.

Достаточный профессиональный уровень педагогов позволяет решать задачи воспитания и развития каждого ребенка.

- материально-технические условия,

 Территория детского сада озеленена по всему периметру. На территории МДОУ имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы и цветники. Силами сотрудников и родителей были благоустроены все прогулочные участки, посажен огород.

В дошкольном учреждении функционируют:

- Спортивный зал

- Музыкальный зал      

- Центр Игры (Познавательно – исследовательская лаборатория, Русская изба)

 - Кабинет учителя-логопеда и педагога- психолога

- Методический кабинет                 

- Медицинский кабинет/изолятор

- Процедурный кабинет                   

- Автоплощадка ПДД

- Центр ПДД

Помещения прачечной и пищеблока и т.д., а также 10 групповых помещений, с отдельными спальнями, раздевальными и туалетными комнатами, которые имеют все необходимое оборудование.

МДОУ д/с № 5 «Звездочка» отвечает всем гигиеническим и санитарным требованиям: требования к условиям и режиму воспитания и обучения детей в ДОУ выполняются, санитарно-гигиеническое состояние, температурный и световой режим соответствует требованиям СанПиН.

Здание снабжено системой центрального отопления, вентиляцией, водопроводом. Всё эксплуатационное оборудование ДОУ находится в исправном, рабочем состоянии. Произведен ремонт участка водопровода, ремонт канализации. На прогулочных участках проведена частичная реставрация игрового оборудования из дерева.

Участки прилегающей территории закреплены за группами по возрастам. Во всех возрастных группах в достаточном количестве выносное оборудование для развития двигательной активности детей и проведения спортивных игр на участках. Организация среды на участках обеспечивает экологическое воспитание и образование детей.

Игровая зона оборудована качелями, деревянными постройками, турниками, песочницами, теневыми беседками. На спортивной площадке имеется: беговая дорожка, полоса препятствий, турники, бум и бум разновысокий (для ходьбы удерживая равновесие), оборудовано место для прыжков в длину с разбега. Игровые участки разделены «живым» забором (кустами).

- финансовые условия,         

Источником финансирования являются бюджетные средства. Расходование средств ДОУ осуществляется согласно утвержденной смете и плану финансово-хозяйственной деятельности, и включает в себя следующие статьи затрат: зарплата и начисления на зарплату, коммунальное обслуживание, расходы на содержание имущества, приобретение основных средств, приобретение продуктов питания, приобретение материальных запасов, услуг пожарной сигнализации, охраны учреждения, обслуживание АПС, услуги связи и интернет (абонентская плата), вывоз мусора, энергоснабжение, расходы на прочие нужды.  ДОУ расходует выделенные ему средства строго по целевому назначению.

         Основная деятельность МДОУ д/с №5 «Звездочка» непосредственно направлена на достижение целей, ради которых оно создано: реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

         Учреждение платные услуги не предоставляет.

         Внебюджетная деятельность включает в себя родительскую плату за посещение детского сада.

В ходе реализации плана по укреплению материально – технической базы в группах выполнен ремонт:

Замена плитки в буфетных групп №9,7,2.

 Ремонт системы отопления, групп № 4,6,7.

Установка раковин и замена системы водоснабжения групп №9,7,2.

Ремонт ступеней центрального входа.

Частичный ремонт цоколя.

Таким образом, произведен большой объем хозяйственных работ и работ по улучшению условий труда работников.

         Хозяйственное сопровождение образовательного процесса осуществлялось без перебоев.

         Весь товар сертифицирован, годен к использованию в дошкольном учреждении.

- развивающая предметно-пространственная среда для реализации ФГОС дошкольного образования.

 Большое внимание в детском саду уделяется созданию современной развивающей предметно-пространственной среды. Для каждой возрастной группы подобраны пособия, книги, дидактические игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей и активизирующие умственные способности детей.

Созданию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДОУ способствует своевременное финансовое обеспечение.

Финансово-хозяйственная деятельность направлена на реализацию уставных целей и задач Учреждения.

В каждой группе ДОУ находится: игровая, спальня, комната для раздевания, туалетная комната, помещение для мытья посуды. Все группы первого этажа имеют индивидуальный вход, а именно 4 группы.

Все группы оснащены необходимой мебелью: столами, стульями, кроватями, шкафчиками для раздевания, шкафчиками для игр и пособий. В игровых комнатах каждой группы имеются игрушки, строительный материал, уголки для рисования, уголки природы, физкультурные уголки и др.

Важные успехи в деятельности дошкольной организации:

Международный уровень:

1. Международный конкурс «Лучший сценарий праздника» на МААМ (У- 2 пед)

2. Международный конкурс «Лучший проект» (1место – 1 пед.)

3. Международный конкурс «Лучший конспект» (2место – 1 пед.)

4. Международный конкурс «Конспект игрового занятия» (У- 2 пед.)

Всероссийский уровень:

1. Всероссийский конкурс Презентация Лучший стенд (уголок) «Эколята – молодые защитники природы – 2018 г.» - (победитель)

2. Всероссийский открытый публичный конкурс среди дошкольных образовательных организаций «Содружество детского сада и семьи – инновационный проект» (участник)

3. Всероссийский конкурс «Мастер-класс педагога «Воспитание патриота и гражданина России 21 века» (1 Лауреат)

4. Всероссийский педагогический конкурс методических разработок «Дидактические игры и пособия» (1место – 1 пед.)

5. Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Лучший методический материал педагога ДОУ по ФГОС» (1место – 1 пед.)

6. Всероссийский педагогический конкурс «Свободное образование» - «Игровые технологии» (У- 2 пед.)

Региональный уровень:

1.                     Региональный отборочный этап Всероссийского конкурса на лучший стенд (уголок) «Эколята - Молодые защитники Природы – 2018 г.». (II место в номинации «Эколята-дошколята»)

2.                     Областной конкурс «Территория педагогических инноваций -2019 г.»  (статус стажировочной площадки «Исследовательская деятельность как эффективное средство развития познавательной активности дошкольников»)

3.                     Региональный Фестиваль проектов по финансовой грамотности - 2021 год (Гран-При)

Муниципальный уровень:

1. Конкурс «Лучший урок. Лучшее занятие» (1 призер, 2 участника)

2. Конкурс участков «Зимние забавы» - Победа в номинации «Лучшее эстетическое оформление»

3. Районный этап конкурса ПДД «Светофорчик» (Призер)

На базе МДОУ:

1. Смотр-конкурс готовности к новому учебному году «Двери открывает светлый детский сад» (15 пед.)

2. Конкурс-проект «Зимняя сказка на участке» (15 пед.)

3. Смотр-конкурс «Уголок ИЗО» (15 пед.)

4. Смотр-конкурс «Огород на окошке» (15 пед.)

5. Смотр Центров детской активности «Мир профессий»

6. Смотр-конкурс «Нетрадиционное многофункциональное оборудование (пособие) по физическому развитию дошкольников» (15 пед.)

Педагоги и специалисты МДОУ д/с №5 «Звездочка» находятся в постоянном творческом поиске, используют инновационные технологии и регулярно транслируют свои методические находки на семинарах, мастер-классах и конкурсах.

1. Районный семинар «Преемственность ДОУ и школы в вопросах развития речи, как одно из условий обеспечения качества образования» (15 пед.)

- Мастер-класс «Подготовка руки к письму» (2 пед.)

2. Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству» (2 пед.)

3. Мастер-класс в рамках постоянно действующего семинара по развитию речи «Игры на развитие грамматического строя речи» (2 пед.)

4. Мастер-класс «Использование средств театрализованной деятельности с детьми» (5 пед.)

5. Мастер-класс «Использование устного народного творчества в развитии мелкой моторики дошкольников» (5 пед.)

6. Мастер-класс «Влияние театральной деятельности на речевое развитие ребенка» (5 пед.)

7. Теоретический семинар «Разработка Программы по созданию условий для развития и воспитания дошкольников» (15 пед.)

Финансовая грамотность дошкольников:

- Теоретический семинар «Финансовая грамотность старших дошкольников. Развивающая среда» (15 пед.)

- Мастер-класс «Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» (2 пед.)

-Мастер-классыПрезентация пособий по теме финансовая грамотность «Мои методические находки» в рамках методической недели (13 пед.)

Дистанционные технологии:

- Итоговый педагогический совет (с применением Zoom -  сервиса беспроводного взаимодействия для организации групповых чатов) (13 пед.)

- Работа с детьми и родителями во время режима самоизоляции Акция #Сидимдомаспользой (13 пед.)

 

1.3. Открытость Программы

Программа развития является открытым документом, что предполагает возможность внесения в нее изменений в силу объективных причин, в том числе в связи с изменениями во внешней среде.

 

РАЗДЕЛ II.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Анализ деятельности дошкольной образовательной организации выполнен в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, изложенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

 

Анализ условий, необходимых для реализации

основной образовательной программы дошкольного образования

в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

 

Требуемые условия

(что надо получить?)

Имеющиеся условия

(что есть в наличии?)

Недостающие условия (чего не достает?)

1.

Психолого-педагогические условия

1.1

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

·         Организация выставок «Моё творчество»

·         Зональность развивающей среды, позволяющая детям рассредоточиться

·         Разумная занятость детей, в течении всего дня

·         Применение физминуток, релаксационных пауз   во время организованной образовательной деятельности

·         Наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми.

·         Развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества

·         Сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сухой бассейн.

·         Наличие «Копилки добрых дел», «Уголка достижений»

·         Проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания.

·         Наличие в группах «Уголков приветствия» и «Уголков настроения»

·         Наличие «семейных альбомов», «уголков психорелаксации»

Наличие «Уголка именинника»

1.2

Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

·         оброжелательный тон общения

·         Создание ситуации успеха

·         Поощрение самостоятельности детей

·         Приветствие высказываний детьми своих мыслей и  чувств

 

Приведена в соответствие с требованиями ФГОС материально-техническая, информационно-технологическая и учебно-методическая база ДОО с целью индивидуализации образовательного процесса.

Создать развивающую предметно-пространственную среду с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка

1.3

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития

Построение взаимодействия с семьями  воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс

Формы взаимодействия с родителями:

·  тематические беседы и консультации (групповые, индивидуальные)

·  тематические папки -консультации

·  родительские собрания

·  день открытых дверей

·  анкетирования родителей

·  участие в утренниках, субботниках;

·  участие в конкурсах, выставках совместного творчества

·  вовлечение родителей в создание лэпбуков, игр, пособий, атрибутов.

1.    Появление традиций группы

2.    Снижение агрессии, гиперактивности детей

3.    Востребованность спокойных  видов деятельности, настольно-печатных игр детьми группы

4.    Обеспечение эмоционального благополучия детей группы

5.    Улучшение микроклимата в группе сверстников

6.    Установление контакта, доверительных отношений с родителями, организация совместных мероприятий.

 

1.4

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности

Вовлечение в совместную деятельность;
— Участие в досугах, праздниках;
— Преобладание положительной оценки;
— Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
— Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Построение доброжелательного пространства в группах,

уголок Примирения. Коробочка-Мирилка.

1.5

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

Ситуация успеха.

Предвосхищающая положительная оценка.

Собственный пример.

Эксперимент (исследование).

Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.

Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.

Игры‐представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям.

 «Мастер- классы» формируют у детей способности самостоятельно осваивать материал, используя при этом разнообразные  информационные средства, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми. 

Проблемное обучение (проблемная ситуация).

Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов).

 

1.7

Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

 Охрана прав ребенка, создаются благоприятные условия - соответствующая атмосфера стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении;

- созданы условия для улучшения эмоционального фона в детском саду.

Продолжить работу по выявлению семейного неблагополучия.

1.8

Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Формы взаимодействия с родителями:

«Первое знакомство», 

«Вместе с мамой бегаем, рисуем, играем».

Совместные спортивно-досуговые мероприятия 

Участие родителей в благоустройстве помещений и территории.

Работа родительских клубов.

Поиск новых инновационных форм работы с родителями (законными представителями).

2.

Кадровые условия

2.1

Укомплектованность руководящими работниками

100%

 

2.2

Укомплектованность педагогическими работниками

97%

Отсутствует музыкальный руководитель.

2.4

Соответствие уровня квалификации кадров соответствующим квалификационным характеристикам по занимаемой должности и профессиональному стандарту педагога (воспитателя)

Уровень квалификации кадров соответствует квалификационным характеристикам по занимаемой должности и профессиональному стандарту педагога (воспитателя).

Повышение уровня квалификации педагогов в соответствии.

2.5

Аттестованность педагогических работников (наличие квалификационной категории или прохождение аттестации на выявление соответствия занимаемой должности)

Высшая категория – 9 педагогов

1 категория – 5 педагогов.

Повышение уровня квалификации педагогов в соответствии.

3.

Материально-технические условия

3.1

Соответствие материально-технической среды требованиям, определяемым санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Материально-техническая среда соответствует требованиям, определяемым санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Асфальтирование территории.

Приведение освещенности помещений ДОУ в соответствие с нормативами, замена линолеума.

3.2

Соответствие материально-технической среды требованиям, определяемым правилами пожарной безопасности

материально-техническая среда соответствует требованиям, определяемым правилами пожарной безопасности.

Обновление Декларации пожарной безопасности.

3.3

Соответствие материально-технической среды требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей, в т.ч. детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Соответствует частично.

Обновление построек на прогулочных участках приобретение детской мебели.

Оборудование территории средствами для маломобильных граждан.

3.5

Материально - техническое обеспечение образовательной программы (учебно -методические комплекты, оборудование, оснащение (предметы), в т.ч. для работы с детьми с ОВЗ и детей-инвалидов.

Соответствует частично.

Приобретение интерактивного мультимедийного оборудования.

4.

Финансовые условия

4.1

Обеспечение реализации обязательной части основной образовательной программы.

Имеются финансовые возможности для реализации обязательной части основной образовательной программы.

Продолжать работу по обеспечению реализации обязательной части основной образовательной программы.

4.2

Обеспечение реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей, в т.ч. в части коррекционной работы.

Имеются финансовые возможности для реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей.

Продолжать работу по обеспечению реализации обязательной части основной образовательной программы.

5.

Развивающая предметно-пространственная среда

5.1

Соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию Программы, индивидуальным особенностям (в т.ч. детей с ОВЗ и детей-инвалидов).

Насыщенная, в соответствии с комплексно- тематическим планированием среда групп.

Индивидуализация РППС, создание Уголков уединения

5.2

Трансформируемость пространства (возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей), в т.ч. для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Игровое пространство может изменятся в соответствии с сюжетом игр дошкольников, в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей

 

Транспортируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (обогащение центров активности).

5.3

Полифункциональность материалов.

В наличии имеются материалы, предполагающие возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.

Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности (обновление детской игровой мебели, подходящей под данное требование)

5.4

Вариативность среды, в т.ч. ее ориентированность на детей с ОВЗ и детей-инвалидов (при наличии)

В наличии имеются различные пространства и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

 

Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.

5.5

Доступность среды, в т.ч. детям с ОВЗ и детям-инвалидам (при наличии)

Имеется свободный доступ детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.

 

Приобретение контейнеров и детской игровой мебели, позволяющей каждому ребенку беспрепятственно взять мате-риал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.

5.6

Безопасность предметно пространственной среды, в т.ч. для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (при наличии).

Элементы предметнопространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Мебель прочная и закреплена.

Приобретение современной                                детской игровой мебели, отвечающей требованиям безопасности.

 

Таким образом, в дошкольной образовательной организации созданы достаточные/ недостаточные (выбрать) ресурсы для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Вместе с тем анализ показал, что необходимо продолжить работу по созданию и модернизации всех видов ресурсов, необходимых для повышения эффективности деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

 

РАЗДЕЛ III.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Особенностью настоящей программы развития является то, что она направлена на реализацию идей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в условиях конкретной дошкольной образовательной организации.

 

Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей, в т.ч. детей с ОВЗ (при наличии).

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, в т.ч. детей с ОВЗ (при наличии).

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования миссия дошкольной образовательной организации (Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Звездочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников города Фурманова) определена как согласованное видение администрации, педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей), властных структур дальнейшего развития дошкольной образовательной организации.

 

В соответствии с заданной миссией цель деятельности дошкольной образовательной организации заключается в формировании общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, в т.ч. детей с ОВЗ и детей-инвалидов (при наличии).

 

Для достижения названной цели требуется создание комплекса условий в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Требования к условиям реализации Программы включают требования:

- к психолого-педагогическим,

- кадровым,

- материально-техническим;

- финансовым условиям реализации Программы,

- к развивающей предметно-пространственной среде.

 

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

 

Созданные в процессе реализации программы условия будут способствовать достижению цели деятельности дошкольной образовательной организации - формировании общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, в т.ч. детей с ОВЗ и детей-инвалидов (при наличии).

 

 

РАЗДЕЛ IV.

ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Программные мероприятия, направленные на достижение цели программы развития, предопределены требованиями к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы дошкольного образования.

Цель: обеспечить психолого-педагогические условия реализации образовательной программы дошкольного образования.

Обеспечение преемственности ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования:

Соблюдение требований к наполняемости Групп с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики образовательной программы.

Соблюдение требований к максимально допустимому объему образовательной нагрузки с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН.

 Использование в образовательной деятельности форм, методов, технологий работы с детьми,  соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.

 Организация оценки индивидуального развития детей (педагогическая и психологическая диагностика):

Создание условий, необходимых для организации социальной ситуации развития детей.

Обеспечение их эмоционального благополучия:

 

Кадровые условия реализации образовательной программы дошкольного образования.

Цель: обеспечить кадровые условия реализации образовательной программы дошкольного образования.

Комплектование образовательного учреждения руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками.

Мотивация педагогических работников ДОО к реализации ФГОС ДО.

Определение состава педагогических работников, которым необходимо пройти курсовую подготовку по вопросам реализации ФГОС ДО.

 

 Материально-технические условия реализации образовательной программы дошкольного образования.

Цель: обеспечить материально-технические условия реализации образовательной программы дошкольного образования.

Создание условий в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами,

Создание условий в соответствии с правилами пожарной безопасности.

Создание условий в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.

Создание условий в соответствии с требованиями к оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной среды, в т.ч. для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами (при наличии).

Создание условий для материально-технического обеспечения программы (учебно-методические комплекты, оборудование, оснащение (предметы)), в т.ч. для организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами (при наличии).

 

РАЗДЕЛ V.

SWOT– анализ потенциала развития МДОУ № 5 «Звездочка»

 

Внешняя среда

Возможности (О)

Угрозы (Т)

Внутренняя среда

Сильные стороны (S)

- накоплен практический опыт образовательной деятельности в ДОУ;

- разнообразие деловых и творческих связей с различными организациями и учреждениями города

- благоприятный психологический климат в ДОУ

- стимулирование труда педагогов, внедряющих инновационные проекты дошкольного образования

I.Стратегия развития

- сохранение и развитие системы повышения квалификации педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС;

- повышение конкурентоспособности и результативности деятельности ДОУ, обусловленное улучшением качества учебно-воспитательного процесса и ростом профессионального мастерства педагогов;

- поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования: внедрение новых технологий, приемов взаимодействия с родителями; использование в работе интерактивных методов общения с родителями.

II. Стратегия эксперимента

- обеспечен психологический комфорт педагогам, создать атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех, стремление создать все условия для сохранения

и укрепления здоровья

- Дальнейшая оптимизация программного обеспечения работы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;

- Активизация внедрения развивающих технологий, в первую очередь игровых

- Совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе

 

Слабые стороны (W)

- Несколько снижен процент позитивного отношения к работе в целом

нагрузка очень велика, в том числе и эмоциональная.

Недостаточная включенность родителей в образовательный процесс МДОУ

Последнее время существует проблема «эмоционального выгорания» педагогов.

III. Стратегия компенсации

- сформирован стабильный коллектив единомышленников, способный решать все стоящие перед коллективом задачи

- отработана система оздоровительной и профилактической работы и осуществляется вариативный подход к формам и содержанию физического воспитания детей.

IV. Стратегия защиты

- низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе;

- эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных профессиональных стрессов;

- высокая занятость родителей воспитанников, отсутствие времени, низкая заинтересованность  в контакте с воспитателями;

- нестабильная экономическая ситуация в стране, сопряженная с негативными тенденциями в функционировании институтов семьи;

- проблематичность финансирования материально-технической базы МДОУ

SWOT – анализ дает возможность выделить следующие стратегические направления в развитии образовательной организации:

  • Модернизация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС;
  • Приведение локальных актов МДОУ в соответствие с требованиями нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность МДОУ;
  • Разработка и дальнейшая корректировка ОП ДО в соответствии с требованиями к структуре;
  • Создание системы взаимодействия с социальными партнерами;
  • Привлечение родителей к участию в образовательной деятельности через реализацию проектов;
  • Обеспечение развития кадрового потенциала МДОУ;
  • Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

Основной целью Программы развития является обеспечение доступности и качества образования на основе повышения эффективности деятельности и создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательного процесса, опираясь на личностно ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала.

 

РАЗДЕЛ VI.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ

Общее управление реализацией Программы осуществляется администрацией ДОУ.

Управление реализаций Программы предполагается через:

- разработку локальных нормативных актов, подготовку приказов, проведение педсоветов, совещаний;

- координацию деятельности исполнителей в ходе работы педагогического совета дошкольной образовательной организации;

- разработку и реализацию ежегодных планов работы дошкольной образовательной организации;

- текущий контроль за выполнением программных мероприятий;

- проведение процедур самообследования и внутренней оценки качества образования;

 

РАЗДЕЛ VII.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Основные понятия, используемые в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (по системе дошкольного образования)

 

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

7) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

8) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

9) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

10) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

11) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

12) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

13) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

14) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

15) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

16) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

17) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

18) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

19) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

20) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

21) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

22) отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

23) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

24) участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

25) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: