Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Согласовано: Учредитель Начальник МУ Отдел образования ________И.Ю.Саломатина И.О. Фамилия «____»__________20__ г.
|
Утверждаю: Заведующий детским садом _________О.Б. Лепешкина И.О. Фамилия Приказ № ____ от «___»_______ 20__ г.
|
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Звездочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников города Фурманова
на 2022 - 2026 годы
Фурманов
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ |
Стр. |
Паспорт Программы |
3-5 |
Раздел I. Информационная справка об образовательной организации |
6-11 |
Раздел II. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации |
12-20 |
Раздел III. Концепция программы развития |
21-23 |
Раздел IV. Программные мероприятия |
24-25 |
Раздел V. Результаты SWOT–анализа потенциала развития ДОУ |
26-27 |
Раздел VI. Управление программой развития |
28 |
Приложения |
29-31 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Наименование программы |
Программа развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Звездочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников города Фурманова на 2022-2026 годы |
Юридический адрес (с указанием индекса) |
155520 Ивановская область, город Фурманов, ул. Возрождения, д. 31 |
Телефон (код и номер) |
8(49341) 3-86-74 |
|
ds5_furm@mail.ru |
Cайт |
https://portal.iv-du.ru/dep/mouofurmn/furmn_mbdou5/default.aspx |
Разработчики программы |
Творческий коллектив педагогических работников ДОУ. |
Обоснование программы |
Программа является преемственной по отношению к программе развития (Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Звездочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников города Фурманова), реализованной в 2016-2021 годы. Программа направлена на создание условий, необходимых для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования |
Нормативная база |
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 г. №2148-р); Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н); Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. №1155); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 г.); |
Цель программы |
Определить стратегию развития дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования (Создание условий для повышения качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, максимально обеспечивающего здоровьесбережение, развитие и саморазвитие воспитанников как основы успешного обучения в школе.) |
Задачи программы |
Обеспечить необходимые условия для реализации ФГОС дошкольного образования |
Сроки реализации программы |
Программа рассчитана на 5 лет 2022-2023 г. г. - Организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы). 2023-2024 г.г. – Коррекционно-развивающий этап (работа по преобразованию существующей системы). 2025 - 2026 г. – Аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении) |
Этапы реализации программы |
1-ый этап – подготовительный (2022-2023уч.г) - разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - оптимизация условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. 2-ой этап – практический (2023-2025уч.г.) - апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий; - постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; - коррекция мероприятий. 3-ий этап – итоговый (2025-2026 уч.г.) - реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; - анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития. |
Финансовое обеспечение программы |
Осуществляется в пределах текущего финансирования. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Созданы необходимые условия для реализации образовательной программы дошкольного образования: - психолого-педагогические условия; - кадровые условия; - материально-технические условия; - финансовые условия; - развивающая предметно-пространственная среда. |
РАЗДЕЛ I.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
О ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Этапы развития дошкольной образовательной организации
Дошкольная образовательная организация (полное название) создана в: апреле 1978 года.
За прошедший период МДОУ д/с №5 «Звездочка» в своем развитии прошел этапы становления, процесс накопления традиций и формирования коллектива.
В настоящее время педагогический коллектив находится в режиме творческого поиска. Данный режим способствует удовлетворению интересов и потребностей детей, родителей, педагогов, способствует достижению устойчивых высоких показателей развития.
1.2. Дошкольная образовательная организация в настоящее время
Юридический адрес дошкольной образовательной организации:
155520 Ивановская область, город Фурманов, ул. Возрождения, д. 31
Особенности месторасположения дошкольной образовательной организации, особенности социума:
(МДОУ д/с № 5 "Звёздочка" расположен в центральной части города, имеет развитую инфраструктуру и хорошую транспортную доступность. Детский сад расположен в отдельно стоящем двухэтажном здании, построенном по типовому проекту. Здание учреждения оснащено всеми видами санитарно-технического благоустройства: подключено к центральным сетям водоснабжения, канализации, отопления и электроснабжения. Территория учреждения имеет металлическое ограждение. Ближайшее окружение – муниципальное образовательное учреждение средняя школа № 7, муниципальное образовательное учреждение основная школа № 8, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 "Алёнка", музыкальная школа, художественная школа и жилой массив).
Характеристика контингента воспитанников: В ДОУ функционирует 10 групп.
2 - группы раннего возраста с 1,5 - 2 лет
1 - 2 младшая группа с 3 - 4 лет
2 - средних группы с 4 - 5 лет
2 - старших группы с 5 - 6 лет
3 - подготовительных к школе группы с 6 -7 лет.
Образовательные услуги, предоставляемые дошкольной образовательной организацией (лицензия на осуществление образовательной деятельности № 2022 от 22.01.2018 года, на образовательную программу)
Условия для реализации образовательной программы:
- психолого-педагогические условия
- кадровые условия,
Детский сад обеспечен кадрами в соответствии со штатным расписанием на 100%.
Педагогический коллектив состоит из 14 человек (12 воспитателей, старший воспитатель, учитель-логопед).
В МДОУ д/с № 5 «Звездочка» созданы необходимые условия для профессионального роста педагогов, в соответствии с планом повышения квалификации педагогических работников и аттестации педагогических кадров.
100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС ДО.
Одной из форм повышения профессиональной компетентности педагогов является аттестация педагогов - важный фактор, стимулирующий творческий потенциал, составная часть повышения педагогической квалификации, которая предполагает повышение профессионализма, развитие творческой активности, стимулирование педагогической деятельности. В дошкольном учреждении созданы необходимые условия для организации процедуры аттестации педагогических работников: собран пакет нормативно-правовой документации, разработан план-график прохождения аттестации, создан пакет документов «Аттестация педагогических кадров», систематически оказывается квалифицированная помощь в оформлении заявлений, подготовки документов, проведения самоанализа педагогической деятельности.
Более 60 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию, остальные аттестованы на первую.
Педагоги активно повышают уровень своего профессионального мастерства в рамках самообразования, а так же принимая участие в работе РСО, в ходе подготовки к аттестации, участвуют в конкурсах на разных уровнях.
Методическая служба ДОУ осуществляет постоянный поиск новых современных, результативных методов воспитания и обучения, контролируется выполнение образовательной программы.
При планировании методической работы учитываются итоги работы коллектива за предыдущий период и определяются направления развития.
Система работы методической службы и администрации дошкольного учреждения по повышению квалификации и профессиональной переподготовки аттестации воспитателей и специалистов способствует сохранению высокого качественного состава педагогических кадров.
Достаточный профессиональный уровень педагогов позволяет решать задачи воспитания и развития каждого ребенка.
- материально-технические условия,
Территория детского сада озеленена по всему периметру. На территории МДОУ имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы и цветники. Силами сотрудников и родителей были благоустроены все прогулочные участки, посажен огород.
В дошкольном учреждении функционируют:
- Спортивный зал
- Музыкальный зал
- Центр Игры (Познавательно – исследовательская лаборатория, Русская изба)
- Кабинет учителя-логопеда и педагога- психолога
- Методический кабинет
- Медицинский кабинет/изолятор
- Процедурный кабинет
- Автоплощадка ПДД
- Центр ПДД
Помещения прачечной и пищеблока и т.д., а также 10 групповых помещений, с отдельными спальнями, раздевальными и туалетными комнатами, которые имеют все необходимое оборудование.
МДОУ д/с № 5 «Звездочка» отвечает всем гигиеническим и санитарным требованиям: требования к условиям и режиму воспитания и обучения детей в ДОУ выполняются, санитарно-гигиеническое состояние, температурный и световой режим соответствует требованиям СанПиН.
Здание снабжено системой центрального отопления, вентиляцией, водопроводом. Всё эксплуатационное оборудование ДОУ находится в исправном, рабочем состоянии. Произведен ремонт участка водопровода, ремонт канализации. На прогулочных участках проведена частичная реставрация игрового оборудования из дерева.
Участки прилегающей территории закреплены за группами по возрастам. Во всех возрастных группах в достаточном количестве выносное оборудование для развития двигательной активности детей и проведения спортивных игр на участках. Организация среды на участках обеспечивает экологическое воспитание и образование детей.
Игровая зона оборудована качелями, деревянными постройками, турниками, песочницами, теневыми беседками. На спортивной площадке имеется: беговая дорожка, полоса препятствий, турники, бум и бум разновысокий (для ходьбы удерживая равновесие), оборудовано место для прыжков в длину с разбега. Игровые участки разделены «живым» забором (кустами).
- финансовые условия,
Источником финансирования являются бюджетные средства. Расходование средств ДОУ осуществляется согласно утвержденной смете и плану финансово-хозяйственной деятельности, и включает в себя следующие статьи затрат: зарплата и начисления на зарплату, коммунальное обслуживание, расходы на содержание имущества, приобретение основных средств, приобретение продуктов питания, приобретение материальных запасов, услуг пожарной сигнализации, охраны учреждения, обслуживание АПС, услуги связи и интернет (абонентская плата), вывоз мусора, энергоснабжение, расходы на прочие нужды. ДОУ расходует выделенные ему средства строго по целевому назначению.
Основная деятельность МДОУ д/с №5 «Звездочка» непосредственно направлена на достижение целей, ради которых оно создано: реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Учреждение платные услуги не предоставляет.
Внебюджетная деятельность включает в себя родительскую плату за посещение детского сада.
В ходе реализации плана по укреплению материально – технической базы в группах выполнен ремонт:
Замена плитки в буфетных групп №9,7,2.
Ремонт системы отопления, групп № 4,6,7.
Установка раковин и замена системы водоснабжения групп №9,7,2.
Ремонт ступеней центрального входа.
Частичный ремонт цоколя.
Таким образом, произведен большой объем хозяйственных работ и работ по улучшению условий труда работников.
Хозяйственное сопровождение образовательного процесса осуществлялось без перебоев.
Весь товар сертифицирован, годен к использованию в дошкольном учреждении.
- развивающая предметно-пространственная среда для реализации ФГОС дошкольного образования.
Большое внимание в детском саду уделяется созданию современной развивающей предметно-пространственной среды. Для каждой возрастной группы подобраны пособия, книги, дидактические игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей и активизирующие умственные способности детей.
Созданию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДОУ способствует своевременное финансовое обеспечение.
Финансово-хозяйственная деятельность направлена на реализацию уставных целей и задач Учреждения.
В каждой группе ДОУ находится: игровая, спальня, комната для раздевания, туалетная комната, помещение для мытья посуды. Все группы первого этажа имеют индивидуальный вход, а именно 4 группы.
Все группы оснащены необходимой мебелью: столами, стульями, кроватями, шкафчиками для раздевания, шкафчиками для игр и пособий. В игровых комнатах каждой группы имеются игрушки, строительный материал, уголки для рисования, уголки природы, физкультурные уголки и др.
Важные успехи в деятельности дошкольной организации:
Международный уровень: 1. Международный конкурс «Лучший сценарий праздника» на МААМ (У- 2 пед) 2. Международный конкурс «Лучший проект» (1место – 1 пед.) 3. Международный конкурс «Лучший конспект» (2место – 1 пед.) 4. Международный конкурс «Конспект игрового занятия» (У- 2 пед.) Всероссийский уровень: 1. Всероссийский конкурс Презентация Лучший стенд (уголок) «Эколята – молодые защитники природы – 2018 г.» - (победитель) 2. Всероссийский открытый публичный конкурс среди дошкольных образовательных организаций «Содружество детского сада и семьи – инновационный проект» (участник) 3. Всероссийский конкурс «Мастер-класс педагога «Воспитание патриота и гражданина России 21 века» (1 Лауреат) 4. Всероссийский педагогический конкурс методических разработок «Дидактические игры и пособия» (1место – 1 пед.) 5. Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Лучший методический материал педагога ДОУ по ФГОС» (1место – 1 пед.) 6. Всероссийский педагогический конкурс «Свободное образование» - «Игровые технологии» (У- 2 пед.) Региональный уровень: 1. Региональный отборочный этап Всероссийского конкурса на лучший стенд (уголок) «Эколята - Молодые защитники Природы – 2018 г.». (II место в номинации «Эколята-дошколята») 2. Областной конкурс «Территория педагогических инноваций -2019 г.» (статус стажировочной площадки «Исследовательская деятельность как эффективное средство развития познавательной активности дошкольников») 3. Региональный Фестиваль проектов по финансовой грамотности - 2021 год (Гран-При) Муниципальный уровень: 1. Конкурс «Лучший урок. Лучшее занятие» (1 призер, 2 участника) 2. Конкурс участков «Зимние забавы» - Победа в номинации «Лучшее эстетическое оформление» 3. Районный этап конкурса ПДД «Светофорчик» (Призер) На базе МДОУ: 1. Смотр-конкурс готовности к новому учебному году «Двери открывает светлый детский сад» (15 пед.) 2. Конкурс-проект «Зимняя сказка на участке» (15 пед.) 3. Смотр-конкурс «Уголок ИЗО» (15 пед.) 4. Смотр-конкурс «Огород на окошке» (15 пед.) 5. Смотр Центров детской активности «Мир профессий» 6. Смотр-конкурс «Нетрадиционное многофункциональное оборудование (пособие) по физическому развитию дошкольников» (15 пед.) |
Педагоги и специалисты МДОУ д/с №5 «Звездочка» находятся в постоянном творческом поиске, используют инновационные технологии и регулярно транслируют свои методические находки на семинарах, мастер-классах и конкурсах. 1. Районный семинар «Преемственность ДОУ и школы в вопросах развития речи, как одно из условий обеспечения качества образования» (15 пед.) - Мастер-класс «Подготовка руки к письму» (2 пед.) 2. Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству» (2 пед.) 3. Мастер-класс в рамках постоянно действующего семинара по развитию речи «Игры на развитие грамматического строя речи» (2 пед.) 4. Мастер-класс «Использование средств театрализованной деятельности с детьми» (5 пед.) 5. Мастер-класс «Использование устного народного творчества в развитии мелкой моторики дошкольников» (5 пед.) 6. Мастер-класс «Влияние театральной деятельности на речевое развитие ребенка» (5 пед.) 7. Теоретический семинар «Разработка Программы по созданию условий для развития и воспитания дошкольников» (15 пед.) Финансовая грамотность дошкольников: - Теоретический семинар «Финансовая грамотность старших дошкольников. Развивающая среда» (15 пед.) - Мастер-класс «Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» (2 пед.) -Мастер-классы – Презентация пособий по теме финансовая грамотность «Мои методические находки» в рамках методической недели (13 пед.) Дистанционные технологии: - Итоговый педагогический совет (с применением Zoom - сервиса беспроводного взаимодействия для организации групповых чатов) (13 пед.) - Работа с детьми и родителями во время режима самоизоляции Акция #Сидимдомаспользой (13 пед.) |
1.3. Открытость Программы
Программа развития является открытым документом, что предполагает возможность внесения в нее изменений в силу объективных причин, в том числе в связи с изменениями во внешней среде.
РАЗДЕЛ II.
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Анализ деятельности дошкольной образовательной организации выполнен в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, изложенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Анализ условий, необходимых для реализации
основной образовательной программы дошкольного образования
в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
№ |
Требуемые условия (что надо получить?) |
Имеющиеся условия (что есть в наличии?) |
Недостающие условия (чего не достает?) |
1. |
Психолого-педагогические условия |
||
1.1 |
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях |
· Организация выставок «Моё творчество» · Зональность развивающей среды, позволяющая детям рассредоточиться · Разумная занятость детей, в течении всего дня · Применение физминуток, релаксационных пауз во время организованной образовательной деятельности · Наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми. · Развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества · Сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сухой бассейн. |
· Наличие «Копилки добрых дел», «Уголка достижений» · Проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания. · Наличие в группах «Уголков приветствия» и «Уголков настроения» · Наличие «семейных альбомов», «уголков психорелаксации» Наличие «Уголка именинника» |
1.2 |
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям |
· оброжелательный тон общения · Создание ситуации успеха · Поощрение самостоятельности детей · Приветствие высказываний детьми своих мыслей и чувств
|
Приведена в соответствие с требованиями ФГОС материально-техническая, информационно-технологическая и учебно-методическая база ДОО с целью индивидуализации образовательного процесса. Создать развивающую предметно-пространственную среду с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка |
1.3 |
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития |
Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс Формы взаимодействия с родителями: · тематические беседы и консультации (групповые, индивидуальные) · тематические папки -консультации · родительские собрания · день открытых дверей · анкетирования родителей · участие в утренниках, субботниках; · участие в конкурсах, выставках совместного творчества · вовлечение родителей в создание лэпбуков, игр, пособий, атрибутов. |
1. Появление традиций группы 2. Снижение агрессии, гиперактивности детей 3. Востребованность спокойных видов деятельности, настольно-печатных игр детьми группы 4. Обеспечение эмоционального благополучия детей группы 5. Улучшение микроклимата в группе сверстников 6. Установление контакта, доверительных отношений с родителями, организация совместных мероприятий.
|
1.4 |
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности |
Вовлечение в совместную деятельность; |
Построение доброжелательного пространства в группах, уголок Примирения. Коробочка-Мирилка. |
1.5 |
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности |
Ситуация успеха. Предвосхищающая положительная оценка. Собственный пример. Эксперимент (исследование). Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств. Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели. Игры‐представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям. |
«Мастер- классы» формируют у детей способности самостоятельно осваивать материал, используя при этом разнообразные информационные средства, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми. Проблемное обучение (проблемная ситуация). Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов).
|
1.7 |
Защита детей от всех форм физического и психического насилия. |
Охрана прав ребенка, создаются благоприятные условия - соответствующая атмосфера стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении; - созданы условия для улучшения эмоционального фона в детском саду. |
Продолжить работу по выявлению семейного неблагополучия. |
1.8 |
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. |
Формы взаимодействия с родителями: «Первое знакомство», «Вместе с мамой бегаем, рисуем, играем». Совместные спортивно-досуговые мероприятия Участие родителей в благоустройстве помещений и территории. Работа родительских клубов. |
Поиск новых инновационных форм работы с родителями (законными представителями). |
2. |
Кадровые условия |
||
2.1 |
Укомплектованность руководящими работниками |
100% |
|
2.2 |
Укомплектованность педагогическими работниками |
97% |
Отсутствует музыкальный руководитель. |
2.4 |
Соответствие уровня квалификации кадров соответствующим квалификационным характеристикам по занимаемой должности и профессиональному стандарту педагога (воспитателя) |
Уровень квалификации кадров соответствует квалификационным характеристикам по занимаемой должности и профессиональному стандарту педагога (воспитателя). |
Повышение уровня квалификации педагогов в соответствии. |
2.5 |
Аттестованность педагогических работников (наличие квалификационной категории или прохождение аттестации на выявление соответствия занимаемой должности) |
Высшая категория – 9 педагогов 1 категория – 5 педагогов. |
Повышение уровня квалификации педагогов в соответствии. |
3. |
Материально-технические условия |
||
3.1 |
Соответствие материально-технической среды требованиям, определяемым санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. |
Материально-техническая среда соответствует требованиям, определяемым санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. |
Асфальтирование территории. Приведение освещенности помещений ДОУ в соответствие с нормативами, замена линолеума. |
3.2 |
Соответствие материально-технической среды требованиям, определяемым правилами пожарной безопасности |
материально-техническая среда соответствует требованиям, определяемым правилами пожарной безопасности. |
Обновление Декларации пожарной безопасности. |
3.3 |
Соответствие материально-технической среды требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей, в т.ч. детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
Соответствует частично. |
Обновление построек на прогулочных участках приобретение детской мебели. Оборудование территории средствами для маломобильных граждан. |
3.5 |
Материально - техническое обеспечение образовательной программы (учебно -методические комплекты, оборудование, оснащение (предметы), в т.ч. для работы с детьми с ОВЗ и детей-инвалидов. |
Соответствует частично. |
Приобретение интерактивного мультимедийного оборудования. |
4. |
Финансовые условия |
||
4.1 |
Обеспечение реализации обязательной части основной образовательной программы. |
Имеются финансовые возможности для реализации обязательной части основной образовательной программы. |
Продолжать работу по обеспечению реализации обязательной части основной образовательной программы. |
4.2 |
Обеспечение реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей, в т.ч. в части коррекционной работы. |
Имеются финансовые возможности для реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей. |
Продолжать работу по обеспечению реализации обязательной части основной образовательной программы. |
5. |
Развивающая предметно-пространственная среда |
||
5.1 |
Соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию Программы, индивидуальным особенностям (в т.ч. детей с ОВЗ и детей-инвалидов). |
Насыщенная, в соответствии с комплексно- тематическим планированием среда групп. |
Индивидуализация РППС, создание Уголков уединения |
5.2 |
Трансформируемость пространства (возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей), в т.ч. для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. |
Игровое пространство может изменятся в соответствии с сюжетом игр дошкольников, в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей
|
Транспортируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (обогащение центров активности). |
5.3 |
Полифункциональность материалов. |
В наличии имеются материалы, предполагающие возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др. |
Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности (обновление детской игровой мебели, подходящей под данное требование) |
5.4 |
Вариативность среды, в т.ч. ее ориентированность на детей с ОВЗ и детей-инвалидов (при наличии) |
В наличии имеются различные пространства и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
|
Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность. |
5.5 |
Доступность среды, в т.ч. детям с ОВЗ и детям-инвалидам (при наличии) |
Имеется свободный доступ детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
|
Приобретение контейнеров и детской игровой мебели, позволяющей каждому ребенку беспрепятственно взять мате-риал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность. |
5.6 |
Безопасность предметно пространственной среды, в т.ч. для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (при наличии). |
Элементы предметнопространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Мебель прочная и закреплена. |
Приобретение современной детской игровой мебели, отвечающей требованиям безопасности. |
Таким образом, в дошкольной образовательной организации созданы достаточные/ недостаточные (выбрать) ресурсы для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Вместе с тем анализ показал, что необходимо продолжить работу по созданию и модернизации всех видов ресурсов, необходимых для повышения эффективности деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
РАЗДЕЛ III.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Особенностью настоящей программы развития является то, что она направлена на реализацию идей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в условиях конкретной дошкольной образовательной организации.
Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей, в т.ч. детей с ОВЗ (при наличии).
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, в т.ч. детей с ОВЗ (при наличии).
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования миссия дошкольной образовательной организации (Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Звездочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников города Фурманова) определена как согласованное видение администрации, педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей), властных структур дальнейшего развития дошкольной образовательной организации.
В соответствии с заданной миссией цель деятельности дошкольной образовательной организации заключается в формировании общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, в т.ч. детей с ОВЗ и детей-инвалидов (при наличии).
Для достижения названной цели требуется создание комплекса условий в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Требования к условиям реализации Программы включают требования:
- к психолого-педагогическим,
- кадровым,
- материально-техническим;
- финансовым условиям реализации Программы,
- к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Созданные в процессе реализации программы условия будут способствовать достижению цели деятельности дошкольной образовательной организации - формировании общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, в т.ч. детей с ОВЗ и детей-инвалидов (при наличии).
РАЗДЕЛ IV.
ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Программные мероприятия, направленные на достижение цели программы развития, предопределены требованиями к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы дошкольного образования.
Цель: обеспечить психолого-педагогические условия реализации образовательной программы дошкольного образования.
Обеспечение преемственности ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования:
Соблюдение требований к наполняемости Групп с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики образовательной программы.
Соблюдение требований к максимально допустимому объему образовательной нагрузки с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН.
Использование в образовательной деятельности форм, методов, технологий работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
Организация оценки индивидуального развития детей (педагогическая и психологическая диагностика):
Создание условий, необходимых для организации социальной ситуации развития детей.
Обеспечение их эмоционального благополучия:
Кадровые условия реализации образовательной программы дошкольного образования.
Цель: обеспечить кадровые условия реализации образовательной программы дошкольного образования.
Комплектование образовательного учреждения руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками.
Мотивация педагогических работников ДОО к реализации ФГОС ДО.
Определение состава педагогических работников, которым необходимо пройти курсовую подготовку по вопросам реализации ФГОС ДО.
Материально-технические условия реализации образовательной программы дошкольного образования.
Цель: обеспечить материально-технические условия реализации образовательной программы дошкольного образования.
Создание условий в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами,
Создание условий в соответствии с правилами пожарной безопасности.
Создание условий в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.
Создание условий в соответствии с требованиями к оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной среды, в т.ч. для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами (при наличии).
Создание условий для материально-технического обеспечения программы (учебно-методические комплекты, оборудование, оснащение (предметы)), в т.ч. для организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами (при наличии).
РАЗДЕЛ V.
SWOT– анализ потенциала развития МДОУ № 5 «Звездочка»
|
Внешняя среда |
||
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
||
Внутренняя среда |
Сильные стороны (S) - накоплен практический опыт образовательной деятельности в ДОУ; - разнообразие деловых и творческих связей с различными организациями и учреждениями города - благоприятный психологический климат в ДОУ - стимулирование труда педагогов, внедряющих инновационные проекты дошкольного образования |
I.Стратегия развития - сохранение и развитие системы повышения квалификации педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС; - повышение конкурентоспособности и результативности деятельности ДОУ, обусловленное улучшением качества учебно-воспитательного процесса и ростом профессионального мастерства педагогов; - поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования: внедрение новых технологий, приемов взаимодействия с родителями; использование в работе интерактивных методов общения с родителями. |
II. Стратегия эксперимента - обеспечен психологический комфорт педагогам, создать атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех, стремление создать все условия для сохранения и укрепления здоровья - Дальнейшая оптимизация программного обеспечения работы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО; - Активизация внедрения развивающих технологий, в первую очередь игровых - Совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе |
|
Слабые стороны (W) - Несколько снижен процент позитивного отношения к работе в целом нагрузка очень велика, в том числе и эмоциональная. Недостаточная включенность родителей в образовательный процесс МДОУ Последнее время существует проблема «эмоционального выгорания» педагогов. |
III. Стратегия компенсации - сформирован стабильный коллектив единомышленников, способный решать все стоящие перед коллективом задачи - отработана система оздоровительной и профилактической работы и осуществляется вариативный подход к формам и содержанию физического воспитания детей. |
IV. Стратегия защиты - низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе; - эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных профессиональных стрессов; - высокая занятость родителей воспитанников, отсутствие времени, низкая заинтересованность в контакте с воспитателями; - нестабильная экономическая ситуация в стране, сопряженная с негативными тенденциями в функционировании институтов семьи; - проблематичность финансирования материально-технической базы МДОУ |
SWOT – анализ дает возможность выделить следующие стратегические направления в развитии образовательной организации:
Основной целью Программы развития является обеспечение доступности и качества образования на основе повышения эффективности деятельности и создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательного процесса, опираясь на личностно ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала.
РАЗДЕЛ VI.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ
Общее управление реализацией Программы осуществляется администрацией ДОУ.
Управление реализаций Программы предполагается через:
- разработку локальных нормативных актов, подготовку приказов, проведение педсоветов, совещаний;
- координацию деятельности исполнителей в ходе работы педагогического совета дошкольной образовательной организации;
- разработку и реализацию ежегодных планов работы дошкольной образовательной организации;
- текущий контроль за выполнением программных мероприятий;
- проведение процедур самообследования и внутренней оценки качества образования;
РАЗДЕЛ VII.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Основные понятия, используемые в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (по системе дошкольного образования)
1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
7) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
8) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
9) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
10) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
11) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
12) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
13) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;
14) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
15) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
16) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
17) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
18) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;
19) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
20) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
21) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
22) отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;
23) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
24) участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;
25) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.