Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 "Звездочка"

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
интеллектуального развития воспитанников города Фурманова
                                          
Общая информация
Кодекс профессиональной этики

ПРИНЯТО                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                                                Заведующий МДОУ

Протокол №__от___________г.                                                     детский сад №5 «Звездочка»

                                                                                                             ___________(О.Б.Лепешкина)

                                                                                                             приказ    от ________2022  г.

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                      

на заседании профкома                                                                                                                              

Протокол №___ от ______2022 г.                                                                                                                

Председатель профкома                                                                                                                                         

­­_____________(Е.А..Нечаева)                                                     

 

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА

Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Звёздочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников города Фурманова

  1. Общие положения

1.1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Звёздочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников города Фурманова (далее - Кодекс), соответствует Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г, № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации

1.2. Кодекс является основной частью документов, регламентирующих отношения участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, администрации, семьи).

1.3. Кодекс представляет собой результат договоренностей участников образовательного процесса о принципах профессиональной этики и основных правил поведения, которыми руководствуется каждый член педагогического коллектива образовательной организации.

1.4. Целями Кодекса являются:

-установление этических норм и правил поведения членов педагогического коллектива для выполнения ими своей профессиональной деятельности;

-содействие укреплению авторитета педагогических работников организаций осуществляющих образовательную деятельность;

-обеспечение выработки и принятия единых норм поведения педагогических работников.

1.5. Кодекс служит основой для развития взаимоотношений в системе образования, основанных на ценностях Человека, нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

1.6. Педагогическому работнику, состоящему в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняющему обязанности по обучению, воспитанию обучающихся рекомендуется в своей деятельности соблюдать положения Кодекса.

  1. Этические правила поведения педагогических работников при выполнении

ими трудовых обязанностей

2.1. Педагогический коллектив образовательной организации в своей деятельности исходит из признания высшей ценности каждого Человека, прав и свобод, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты чести, достоинства, своего доброго имени.

2.2. Личность педагога:

2.2.1.Педагоги образовательной организации, осознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, считают своим долгом:

- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;

- уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

- применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

- учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

- исключать действия, связанные с влиянием каких - либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;

- проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;

- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2.2.2. Педагог стремится быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы.

2.2.3.Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

2.2.4.Педагог дорожит своей репутацией.

2.2.5. При выполнении трудовых обязанностей педагогические работники:

- проявляют толерантность к людям другого пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

- вежливы, доброжелательны, предупредительны, сдержаны, справедливы, пунктуальны.

- бережно и обоснованно расходуют материальные и другие ресурсы. Педагоги и администрация не должны использовать имущество (помещения, мебель, телефон, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

2.2.6. Педагог корректен, выдержан, тактичен и внимателен, уважает честь и достоинство человека, доступен и открыт для общения.

2.2.7. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от:

- поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету ДОУ;

- пренебрежительных отзывов о деятельности своего ДОУ или проведения необоснованных сравнений его с другими ДОУ;

- преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;

- проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;

- любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

- резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека.

2.2.8. Внешний вид педагога при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

2.2.9. Курение и употребление алкоголе-содержащих напитков педагогами, а также пребывание их на территории учреждения в нетрезвом виде (в рабочее и внерабочее время) является серьезным нарушением и влечет за собой юридические последствия (вплоть до увольнения).

2.2.10. Педагог не может иметь судимость, в том числе погашенную или снятую. Педагог обязан сообщить о факте уголовного преследования в отношении себя, либо о прекращении уголовного преследования.

2.2.11. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни.

2.2.12. Педагог должен дорожить своей репутацией, в первую очередь быть требователен к себе.

2.2.13. Педагог должен иметь чувство меры и обладать чувством самообладания в любой сложной коммуникативной ситуации.

2.3. Взаимоотношения с другими лицами.

2.3.1.Общение педагога с воспитанниками:

-педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении;

-в первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснована. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания;

-педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим;

-при оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;

-педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку;

-педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

2.3.2. Общение между педагогами:

-взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц;

-педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению;

-педагоги учреждения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие;

-правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в ДОУ и других воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В школах и других воспитательных учреждениях не должно быть места сплетням;

-критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности;

-критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях;

-педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

2.3.3.Взаимоотношения с администрацией:

2.3.3.1. Администрация ДОУ для работников должна:

- быть образцом профессионализма и безупречной репутации, способствовать формированию в ДОУ благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата;

- делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого работника;

- ограждать работников от излишнего или неоправданного вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей, со стороны законных представителей воспитанников.

- оказывать работникам морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в их запросы и нужды;

- регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;

- обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;

- способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности ДОУ с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников.

2.3.3.2. Представители администрации не имеет морального права:

- перекладывать свою ответственность на подчинённых;

- использовать служебное положение в личных интересах;

- проявлять формализм, высокомерие, грубость;

- предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности, личной преданности, приятельских отношений.

-администрация ДОУ терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений;

-администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия;

-администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей;

-оценки и решения заведующего ДОУ должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов. Претенденты на более высокую квалификационную категорию должны отбираться и поддерживаться независимо от их личной близости или покорности главе администрации.

2.3.4. Отношения с родителями (законными представителями) воспитанников:

-педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или (законных представителях) или мнение родителей или (законных представителей) - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение;

-отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

2.3.5. Взаимоотношения с обществом:

- педагогический работник ДОУ старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.

- сотрудник Учреждения исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

III. О пользовании мобильными телефонами

  • В ДОУ разрешено пользоваться мобильным телефоном в случаях оправданной и безотлагательной необходимости для оперативной связи с родителями, (законными представителями) или близкими родственниками, руководителем или работниками ДОУ.
  • Пользователи обязаны помнить о том, что использование средств мобильной связи во время образовательного процесса является нарушением конституционного принципа о том, что «осуществление прав и свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (п. 3 ст. 17 Конституции РФ), следовательно, реализация их права на получение информации (п. 4 ст. 29 Конституции РФ) является нарушением прав воспитанников на получение образования (п. 1 ст. 43 Конституции РФ).
  • Не допускается использование средств мобильной связи всеми категориями работников во время ведения образовательного процесса, в период принятия пищи, в тихий час воспитанников.
  • Необходимо соблюдать культуру пользования средствами мобильной связи:

- громко не разговаривать;

- громко не включать музыку;

- при разговоре соблюдать правила общения.

  • Запрещается на время телефонного разговора оставлять воспитанников без присмотра.
  1. Подарки и помощь ДОУ

4.1. С профессиональной этикой сотрудника дошкольного образовательного учреждения не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

4.2. В некоторых случаях, видя уважение со стороны воспитанников, их родителей или опекунов и их желание выразить ему свою благодарность, сотрудник может принять от них подарки.

4.3. Работник Учреждения может принимать лишь те подарки, которые:

- преподносятся совершенно добровольно;

- не имеют и не могут иметь своей целью подкуп и достаточно скромны, т. е. это вещи, сделанные руками самих воспитанников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.

4.4 Работник не делает намеков, не выражает пожеланий, не договаривается с другими сотрудниками, чтобы они организовали воспитанников или их родителей для вручения таких подарков или подготовки угощения.

4.5 Глава воспитательного учреждения или работник может принять от родителей воспитанников любую бескорыстную помощь, предназначенную воспитательному учреждению. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.

  1. V. Ответственность за нарушение положений Кодекса

5.1. Нарушение педагогическими работниками положений настоящего Кодекса может рассматриваться на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных Уставом образовательной организации и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

5.2. Соблюдение педагогическими работниками положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

5.3. За нарушение норм профессиональной этики на виновного работника может быть наложено дисциплинарное взыскание.

5.4. Дисциплинарные расследования и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только по просьбе заинтересованного работника, за исключением тех случаев, когда они влекут за собой запрещение заниматься педагогической деятельностью, или если это диктуется соображениями, касающимися защиты или благополучия обучающихся.

5.5. На каждой стадии рассмотрения любого дисциплинарного вопроса каждому работнику должны быть обеспечены достаточные гарантии, в частности:

- право быть информированным в письменном виде о предъявляемых ему претензиях и об основаниях для этих претензий;

- право на ознакомление со всеми материалами по данному делу;

- право на защиту лично или через представителя по своему выбору, с предоставлением преподавателю достаточного времени для подготовки защиты;

- право быть информированным в письменном виде о принятых по его делу решениях, а также о мотивах этого решения;

- право апелляции: в компетентные инстанции.

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: